Терминология (перевозки морем)

Терминология

Для эффективности процесса морских перевозок каждому не помешает знать, какие существуют детали процесса и изучить терминологию, перечень необходимых документов, процедуру обработки грузов в каждом порту и очень многое другое. Итак, можно приступать:

  • Bill of Lading, B/L (коносамент) является основным морским документом и представляет собой специальную накладную на перевозимый груз. В ней указываются его все данные (вес и объем груза), номер контейнера, информация об отправителе груза и его получателе. Выдачей такого типа документа занимается исключительно имеющий соответствующую лицензию NVOCC морской перевозчик.
  • Shipper- является отправителем по коносаменту или поставщиком или отправителем груза;
  • Consignee – так называют грузополучателя;
  • Notify party – уведомляемая сторона о доставке груза. Чаще всего этой стороной считают экспедитора, самого получателя или представителя, которого в порт прислал получатель;
  • Freight (фрахт), Loading и Discharging – так, соответственно, называют саму доставку грузов, их погрузку и выгрузку;
  • Feeder (фидер) – представляет собой линию местного сообщения, используемую для грузоперевозки в контейнерах или любых других негабаритных грузов на близкие расстояния, или по которой контейнеры доставляются от порта погрузки на океанское судно. Если составляется специальный договор на морские перевозки на расстояния более дальние, тогда местную фидерную перевозку уже включают в ставку фрахта и дополнительно за нее платить не нужно;
  • NVOCC (Non-Vessel Operating Common Carrier) – является морским перевозчиком, осуществляющим выдачу коносамента на грузоперевозку теми судами, которые ему не принадлежат и не управляются ним. Одновременно он поддерживает отношения с операторами, на данный момент только в Китае и Америке существует законодательное определение его статуса. В общем, деятельность NVOCC заключается в перевозке «от двери до двери», за которую им предлагается общая цена. Именно поэтому вся ответственность за качество транспортировки ложится на морского перевозчика, которым выставляется такая накладная, как интермодальная;
  • TEU (Twentyfoot Equivalent Unit) является единицей измерения грузов, равной по вместимости одному 20-футовому контейнеру. То есть, контейнер на 40 футов равняется 2 TEU.

Условия транспортировки грузов

CY (Container Yard, контейнерный терминал) предусматривает один из двух вариантов:

1. Здесь хранятся все контейнеры с грузом до их последующей отправки или уже после нее;

2. Условие транспортировки груза при его прибытии или отправлении. Стоимость транспортировки включает в себя стоимость услуг по отправке до места хранения (фрахт, загрузку и выгрузку с судна перевозчика, размещение в CY), но услуги приема и отправления на CY сюда не входят;

  • DOOR (груз доставляется от и до дверей), экспедитором в таком случае все обязанности по организации транспортировки берутся на себя; в стоимость услуг входит отправка со склада отправителя до склада получателя;
  • FI (Free In, свободно от погрузки) условием является то, что при отправлении фрахт не учитывает в стоимость погрузку на судно;
  • FO (Free Out, свободно от выгрузки) здесь условием указано, что в фрахт не учитывается стоимость выгрузки;
  • LI (Liner In, линейные условия при отправлении) – здесь ставка фрахта включает в себя стоимость процедур по приемке и обработке грузов;
  • LO (Liner Out, линейные условия при прибытии) в ставку фрахта входит стоимость разгрузки грузов и их прием/обработка на CY. 

NB:

Условиями ставки всегда предусмотрены две части – информация по условиям грузоотправления и его прибытия. К примеру, существуют LICY, FILO и другие:

  • FIOS – за погрузку и выгрузку груза платит сам отправитель;
  • FILO – отправителем оплачивается погрузка, а морская линия оплачивает выгрузку;
  • LIFO – оплата производится за погрузку перевозчиком, а за выгрузку – отправителем;
  • LILO – линейные условия являются полными, то есть все оплачивается перевозчиком.

Перечень сборов к основной фрахтовой ставке

  • ALL IN (All Inclusive, «все включено») – перевозка включает в свою стоимость уплату всех существующих сборов, которые дополнительно предусмотрены условиями перевозки. Рассмотреть можно на примере фрахт на условиях LILO: ставка включает в себя не только фрахт, погрузку и разгрузку, но и другие сопутствующие расходы (CAF, BAF и другие);
  • CAF (Currency Adjustment Factor, валютные надбавки), величина этого дополнительного к базовой ставке сбора зависит от того, каким образом меняется валютный курс. Изменения могут происходить каждый месяц или каждый квартал, а котировка его выполняется обычно в процентах к базовой фрахтовой ставке;
  • BAF (Bunker Adjustment Factor, бункерная надбавка) является дополнительным сбором к базовой ставке фрахта, на величину которого оказывает свое влияние стоимость топлива на международном рынке. Изменения также происходят каждый месяц или квартал, котировка выполняется обычно за TEU;
  • IMO Surchange является надбавкой при повышенной опасности груза;
  • ISPS или SEC (security charges) является портовым сбором за безопасность;
  • GRI - по плану базовая ставка с определенной даты или повышение цены перевозчиком с определенного числа;
  • THC (Terminal Handling Charges, обработка грузов терминалом) – изначально сюда считались любые терминальные услуги относительно обработки грузов, сегодня же понимание несколько другое. Обработка груза по современному пониманию термина выполняется отправителем в порту отправления груза и получателем в порту назначения;
  • Heavy Lift Charge – надбавка платится, если вес груза превышает определенные значения;
  • PCS (Port Congestion Surcharge) платится, когда контейнерная площадь порта перегружена;
  • PSS (Peak Season Surcharge) – надбавку вводят в определенные периоды года, когда открывается «сезон» и количество перевозок, а также их объем, существенно возрастает;
  • WarRisk (военные риски) – надбавку платят, когда порт относится к территории, объявленной зоной военных действий;
  • WinterSurcharge (зимняя надбавка) – обычно вводится в зимнее время в тех портах, где акватория может обледенеть.

NB:

В обязательном порядке указывается срок, в течение которого действует ставка. Определять стоимость фрахта нужно по дате, когда груз отправляется из порта. Наличие дополнительных условий и сборов

Такие виды условий и сборов принято оплачивать местным линейным представителям, чаще всего к этому привлекаются экспедиторы порта.

Demurrage (демередж) является штрафными санкциями, которые взимаются за то, что контейнер используется свыше установленной нормы. Принято делить периоды эксплуатации контейнеров на Demurrage и Detention (демередж и детеншн), но в любом случае, это штраф определенного размера за пользование контейнером сверх нормы. Но демередж устанавливается, когда контейнером пользуются при длительном нахождении контейнера на территории порта, а детеншн – когда контейнера долго нет на территории порта (его вывезли из терминала и должны пустым туда же вернуть).

AdministrativeFee = B/LFee = DocsFee (обозначений может быть множество) – является сборами представителей местной линии за оформление различной документации. Их взимание осуществляется за контейнеры или коносамент.

Дополнительные портовые сборы

Оплату портовых сборов дополнительного назначения выполняют через портового экспедитора, их сбор также может выполняться самим портом.

  • Хранение (Storage) – за хранение принято дополнительно платить в случае, когда груз находится на территории порта больше установленного нормативами времени. Отсчитывать время принято с момента доставки и выгрузки грузов на территорию терминала, до его вывоза с территории. Котировка чаще всего выполняется за TEU по возрастающей шкале значений. Говоря простым и доступным языком, чем дольше на
  • территории порта будет храниться груз, тем дороже будет обходиться каждый последующий день его хранения;
  • портовые ставки влияют на размер платы, взимаемой за работу при выставлении контейнеров для досмотра на площадку. Оплата выполняется по факту;
  • множество дополнительных операций, которые не предусмотрены традиционной схемой контейнерной обработки. Сюда могут быть включены повторное перетаривание,
  • перевзвешивание, опломбирование, нанесение маркировки и многое другое.

Оплачиваются фактически выполненные работы по портовым ставкам.

Воспользуйтесь преимуществами морских перевозок от компании "КомкорТС" и оцените выгоду сотрудничества с нами!

Также вы можете заказать перевозку у наших консультантов или уточнить стоимость международных грузоперевозок.

Экспедиторские услуги

  НАШИ УСЛУГИ  
Задать вопрос специалисту ВЭД Транспортная компания "КомкорТС"
Заказать перевозку (рассчитать ставку) Расчет стоимости доставки груза
Замечания и предложения  Расчет доставки груза
  КОНТАКТЫ  
Республика Беларусь. г.Минск, ул. Одесская, 20Б - 119. 220021

+375(17)345-62-22

+375(44)751-09-09

vk fb

up